Translate.Ru PROMT©
Поиск по сайту:

Наши партнеры
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Экологическая палата Ульяновской области
Министерство образования Ульяновской области Экологический факультет УлГУ
Экологический атлас Ульяновской области Конкурс им. В.И. Вернадского
Cocacola Hellenic Птицы Среднего Поволжья
УФСКН РФ по Ульяновской области
Международный призыв за права и достоинство человека и семьи European FAMILIOKRATOS Всемирный фонд дикой природы
Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» Центр экологической политики и культуры
Федеральный детский эколого-биологический центр "Российский фонд помощи"

Экологические праздники

Православные праздники

 

Фото дня:

Фото дня

Фото дня

 

Панорама дня

Областной конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Распоряжение Министерства образования
и науки Ульяновской области
от 22 октября 2015 г. № 1973-р

ПОЛОЖЕНИЕ
об областном конкурсе
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано в целях организации и проведения областного конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».
1.2. Областной конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (далее - Конкурс) является ежегодным мероприятием.
1.3. Конкурс проводится с целью активизации работы образовательных организаций по воспитанию у детей и подростков экологической культуры в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия своего края, способствующей развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности.
1.4. Задачи Конкурса:
привлечение внимания детей и взрослых к проблеме сохранения природного и культурного наследия своей малой родины, способствующее воспитанию бережного отношения к природно-культурным ценностям;
развитие и реализация практико-ориентированных экологических проектов в процессе сотворчества учащихся и педагогов по изучению этноэкологических и культурных особенностей родного края;
выявление и поддержка исследовательской и практической деятельности  учащихся, стимулирование творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих вопросы взаимоотношения этноса и природной среды;
развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
повышение роли экологической культуры в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению  детей и подростков.
1.5. Руководство организацией и проведением конкурса осуществляет Оргкомитет, созданный   из числа работников   Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей областной Дворец творчества детей и молодёжи.

 

2. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

2.1. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся образовательных организаций Ульяновской области в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к работе по изучению и сохранению природно-культурного наследия своей малой родины;
2.2. Допускается индивидуальное и коллективное участие.

3. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

3.1. Конкурс проводится в 2 этапа: муниципальный и областной (заочный).
Муниципальный с 25 октября  по 25 ноября 2015 г.
Областной (заочный) с 25 ноября по 25 декабря 2015 г.

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

4.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
Для учащихся в возрасте с 14 до 18 лет:
«Гуманитарно-экологические исследования» (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);
«Традиционная культура» (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и воспроизведение явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающие взаимоотношения этноса с природным окружением, а также предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др. с использованием природных материалов);
«Эколого-краеведческие путеводители» (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины, направленные на развитие сельского и экологического туризма);
«Публицистика в защиту природы и культуры» (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, а также видеосюжеты, посвящённые проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения этноса и природной среды).
Для учащихся в возрасте с 12 до 14 лет:
«Живой символ малой родины» (рассматриваются живописные и другие художественные работы, в которых авторы представляют «живой символ малой родины» и письменное аргументированное обоснование выбора (сочинение), отражающее, в чём заключается его уникальность или характерность для края, включающее интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т.д.).
4.2. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

  • история природопользования и охраны природы;
  • традиционное природопользование и окружающая среда;
  • природные промыслы, изделия из природных материалов;
  • природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте и др.;
  • природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
  • сакральные природные объекты;
  • травы и иные природные средства в народной медицине;
  • экологические аспекты образования поселений;
  • природные и культурные достопримечательности при определении  рекреационной значимости территории;
  • отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать её свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
4.3. Формы представления конкурсных работ:
учебно-исследовательская работа - в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
проекты – в номинации «Традиционная материальная культура»;
видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) – в номинации «Традиционная нематериальная культура»;
 путеводитель или описание маршрута, тропы – в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
публицистическое произведение (статья, эссе, очерк, видеосюжет и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ малой родины».
4.4.  На Конкурс не принимаются работы:
 не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ  (Приложение №1);
занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня;
нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам;
несоответствующие возрастной категории, к которой отнесена номинация;
по которым выявлены признаки плагиата.
4.5. Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.
4.6. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются и не рецензируются.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА

5.1. Для проведения I этапа Конкурса создаются  оргкомитеты на уровне муниципальных образований, которые осуществляют информационное обеспечение Конкурса, подведение его итогов и определение победителей, представление конкурсных работ победителей на областной (заочный) этап.
5.2. Конкурсные работы победителей первого этапа конкурса (не более 5 – по одной в каждую номинацию) вместе с аннотациями, анкетой-заявкой (Приложение №2) в срок до 25 ноября 2015 г. направляются по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская,  д. 42. Естественнонаучный комплекс ОГБОУ ДОД ОДТДМ (бывшая Областная станция юных натуралистов).
 Время работы:  все дни недели, кроме субботы и воскресенья, с 9 до 17 часов.  Телефоны для справок: 48-57-96, е – mail: junnatka@mail.ru
5.3. Победители областного (заочного) этапа  Конкурса определяются по результатам оценки жюри конкурсных работ в соответствии с критериями (Приложение №3).

6. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА

6.1.  Итоги Конкурса подводятся по результатам областного (заочного) этапа.
6.2. Победители и призеры Конкурса по каждой номинации награждаются дипломами Министерства образования и науки Ульяновской области.
6.3. Работы победителей Конкурса могут быть представлены на  Всероссийский конкурс «Моя малая Родина, природа, культура, этнос» в г. Москва (финал - апрель 2016 г.).

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА
Финансирование Конкурса не требуется.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Требования к оформлению конкурсных работ

1 Общие требования к конкурсным работам
1.1. На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку (Приложение №2).
1.2. Все текстовые материалы должны быть выполнены на компьютере на русском языке. В приложениях возможно представление разборчиво написанного рукописного текста. Листы конкурсных материалов должны быть надёжно скреплены степлером, в скоросшивателе и т. п., страницы пронумерованы. Формат текстового материала – не более А-4.
1.3. При выполнении работы являются обязательными сноски на использованную литературу и информационные источники, которые могут быть помещены как в тексте, так и в конце работы.
1.4. Графики и диаграммы должны сопровождаться комментариями, быть четкими, сопровождаться цифровыми данными.
1.5. Картографический материал должен быть четким, разборчивым и иметь заглавие, масштаб, легенду. Ксерокопии фотографий и картографических материалов не принимаются.
1.6. Материалы в электронном виде (фото- и видеоматериалы) присылаются на CD или DVD, диск обязательно должен быть подписан. В номинациях «Гуманитарно-экологические исследования», «Эколого-краеведческие путеводители» материал в электронном виде возможен лишь как дополнение к печатному тексту.
1.7. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название организации и объединения; тема работы; фамилия и имя автора (-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы и консультанта (если имеются); название населённого пункта и субъекта Российской Федерации; год выполнения.

2 Требования к учебно-исследовательской работе
2.1. Структура исследовательской работы предусматривает:
содержание с обозначением всех разделов и указанием страниц;
введение с постановкой проблемы, цели, задач исследования, предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, срока и продолжительности исследования;
обзор литературы по теме исследования;
методика исследования - описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
основная часть, в которой дается описание проведенного исследования, аналитика, доказательства выдвинутых гипотез, изложение обработанного материала (текст можно дать по главам);
заключение, содержащее выводы по теме исследования, новизну полученных данных, результаты исследования с числовыми и фактическими данными, обоснование практической значимости работы, перспективы продолжения работы, рекомендации;
список использованных источников и литературы.
2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другие иллюстративные материалы могут быть даны в основном тексте или в приложении к работе.
2.3. Исследовательская работа может быть в виде экологического проекта, к которому предъявляются те же требования. Кроме того, необходимо указать проблемы, которые решает проект, механизмы и этапы его реализации, партнеров, ожидаемые результаты. Главным в проекте считается его конкретная реализация и практическая значимость.

3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту
3.1. Содержание разработки должно представлять собой чёткий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть чётким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.
3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы с пояснениями и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.
3.4. Примерный план формирования содержания:
история поселения(-й) (возникновение, археология, топонимика, развитие);
природа края (место на карте - географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории  и объекты, топонимика природных объектов);
сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, профессии, старожилы, интересные люди и т.п.);
основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);
современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и другие проблемы края, пути их решения).
3.5. Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.
3.6. При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.

 

4. Требования к публицистическому произведению
4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем в печатном варианте не должен превышать 40 000 знаков (примерно 20 стандартных машинописных страниц). Видеосюжеты (файлы, записанные на CD, DVD) по продолжительности не должны превышать 7 минут.
4.2. К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 2 страниц), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные (или интернет-ссылка), а также отклики на публикацию (если были). Указывается, как используется произведение в работе по сохранению природного и культурного наследия.

5. Требования к проектам номинации «Традиционная культура»
5.1. Проект должен состоять из двух разделов:
история вопроса (соответствует теме проекта), где раскрывается его актуальность, цель и задачи; описание особенностей (национального костюма, предмета быта, рукоделия, культа, песни, танцы, обряды, игры и др.), а также технологий;
практические результаты, где необходимо продемонстрировать практическую значимость содержания первого раздела проекта. Это может быть: проведение какого-либо праздника, обряда, игр и другое.
Желательно в приложении иметь наглядный материал (по усмотрению автора – видеозаписи на DVD- и CD- дисках, фотографии, рисунки и др.).
Натуральные экспонаты не принимаются.

6. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»
Под «живым символом» понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.
Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.
Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».
Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чём заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).
Для участия в Конкурсе надо аргументировано выбрать и изобразить по одному животному или растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.
6.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.
6.2. От каждого участника или коллектива ожидается не более чем по два рисунка (или иной художественной работы) с относящимися к ним обоснованиями-сочинениями (животное-символ и растение-символ соответственно).
На Конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные картоном. Скручивать работы нельзя.
На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе(-ах): Ф.И.О., место проживания автора(-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.
6.3. К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объём которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (шрифт 12-14 размера, интервал - 1,5). Текст должен быть набран на компьютере или пишущей машинке, либо разборчиво написан от руки. В нём также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора(-ов), возраст, номер школы и класса, название работы).
6.4. Работы участникам Конкурса не возвращаются.
6.5.Организаторы не несут ответственность за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
АНКЕТА-ЗАЯВКА
на участие в областном конкурсе
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
(заполняется автором)

1. Название работы: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________
2. Предполагаемая номинация:____________________________________________________
3. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) ______________________________________
______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________
4. Дата рождения (число, месяц, год):
______________________________________________________________________________
5. Домашний адрес (с индексом), e-mail, телефон (с кодом)
______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________
6. Место учёбы (образовательная организация, класс)________________________________
______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________
7. Организация, на базе которой выполнена конкурсная работа
- полное название (по уставу)_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
- адрес с индексом _____________________________________________________________

_________________
______________________________________________________________________________
- телефон, факс (с кодом)________________________________________________________
- e-mail ____________________________________ сайт ______________________________
8. Точное название объединения  учащихся (школьное лесничество, кружок, клуб и т.п.)
_____________________________________________________________________________
9. Фамилия, имя, отчество руководителя работы, его место работы и должность, учёная степень и звание (если имеются) _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Контактные данные руководителя (e-mail, телефон с кодом) ______________________
_____________________________________________________________________________
11. Консультант работы (если имеется) ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Согласие на публикацию: да/нет (нужное подчеркнуть)

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» даю согласие в течение 5 лет использовать мои вышеперечисленные данные для составления списков участников Конкурса, опубликования списков на сайте, создания и отправки наградных документов Конкурса, рассылки конкурсных материалов, использования в печатных презентационных/методических материалах Конкурса, предоставления в государственные органы власти, для расчёта статистики участия в Конкурсе, организации участия в выставках.

                                                                       Дата заполнения «____»_______________20___ г.

Подпись участника ______________         Подпись руководителя ______________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Критерии оценки конкурсных работ

1. Критерии оценки работ по номинации «Гуманитрно - экологические исследования»
Качество оформления: структура, наглядно-иллюстративный материал и др. – 5 баллов.
Применение комплексного, междисциплинарного подхода – 5 баллов.
Постановка цели и задач, актуальность темы и её обоснование – 5 баллов.
Теоретическая проработанность темы, использование литературы – 5 баллов.
Обоснованность выбора методики – 5 баллов.
Достаточность собранного материала и полнота его представления – 5 баллов.
Глубина проработанности и осмысления материала – 5 баллов.
Значимость и обоснованность выводов – 5 баллов.
Практическая значимость и (или) научная новизна исследования – 5 баллов.
ИТОГО: 45 баллов

2. Критерии оценок работ по номинации «Традиционная культура»
Соблюдение требований к оформлению проекта – 5 баллов.
Объём и глубина проработки изученного материала – 5 баллов.
Применение комплексного, междисциплинарного подхода – 5 баллов.
Соответствие содержания проекта традициям изучаемого региона – 5 баллов.
Полнота и точность воспроизведения – 5 баллов.
Техника изготовления предмета или исполнения произведения – 5 баллов.
Соответствие стиля подачи материала представляемой традиции – 5 баллов.
Качество иллюстративного материала:
- фотографии – качество и композиционное решение – 2 балла;
- видеофрагменты – режиссура и операторская работа – 3 балла.
Практическая значимость проекта – 5 баллов.
ИТОГО: 45 баллов

3. Критерии оценки по номинации «Эколого-краеведческие путеводители»
Стиль изложения, выразительность – 5 баллов.
Степень информативности описания – 5 баллов.
Использование комплексного, междисциплинарного подхода – 5 баллов.
Достоверность и уровень подачи сведений о природе – 5 баллов.
Достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений – 5 баллов.
Оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура) – 5 баллов.
Качество картографического материала – 5 баллов.
Возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе – 5 баллов.
Использование авторами собранного материала в экскурсионной работе – 5 баллов.
ИТОГО: 45 баллов

4. Критерии оценки работ по номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»
Актуальность поднятой проблемы – 5 баллов.
Глубина осмысления темы – 5 баллов.
Компетентность в вопросах экологии, культурологи и этнологии – 5 баллов.
Информативность – 5 баллов.
Адекватность содержания поставленной работе, внутренняя логика – 5 баллов.
Оригинальность концепции и изложения – 5 баллов.
Применение комплексного, междисциплинарного похода – 5 баллов.
Стилистическая грамотность, образность, характер детализации – 5 баллов.
Наличие опубликованного материала по заявленной теме (в том числе в сети Интернет).
ИТОГО: 45 баллов

5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»
Соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, его соответствие требованиям к оформлению – 5 баллов.
Значимость объекта и обоснованность выбора, соответствие символа природным особенностям местности и культурно-историческим традициям населения – 5 баллов.
Оригинальность работы – 5 баллов.
Научность представленного материала – 5 баллов.
Информативность сопроводительного текста и качество обоснования – 5 баллов.
Стилистика сопроводительного текста: художественность, образность, эмоциональность и убедительность – 5 баллов.
Качество художественного изображения – 5 баллов.
Перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д. – 5 баллов.
Применение комплексного, междисциплинарного подхода – 5 баллов.
ИТОГО: 45 баллов

 

Скачать положение конкурса

Назад

Наверх страницы