Translate.Ru PROMT©
Поиск по сайту:

Наши партнеры
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Экологическая палата Ульяновской области
Министерство образования Ульяновской области Экологический факультет УлГУ
Экологический атлас Ульяновской области Конкурс им. В.И. Вернадского
Cocacola Hellenic Птицы Среднего Поволжья
УФСКН РФ по Ульяновской области
Международный призыв за права и достоинство человека и семьи European FAMILIOKRATOS Всемирный фонд дикой природы
Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» Центр экологической политики и культуры
Федеральный детский эколого-биологический центр "Российский фонд помощи"

Экологические праздники

Православные праздники

 

Фото дня:

Фото дня

Фото дня

 

Панорама дня

XI Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

О региональном этапе XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

XI Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» проводится по инициативе и поддержке Некоммерческого партнёрства «Содействие химическому и экологическому образованию» (г. Москва), а также ряда других государственных, общественных, научных и культурных учреждений и организаций России.
Организаторами регионального этапа Конкурса являются Министерство образования и науки Ульяновской области и Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной Дворец творчества детей и молодёжи в лице его Естественнонаучного комплекса.
Региональный этап Конкурса проводится с 10 декабря 2015 года по 29 февраля 2016 г. Срок подачи учебно-исследовательских экологических проектов на первый этап – до 20 февраля 2016 года. Работы, отобранные на первом этапе региональной комиссией, до 10 марта 2016 г. направляются организаторами в Москву для участия во втором (заочном) этапе Конкурса. Итоги заочного этапа будут подведены до 10 мая 2016 года. Все материалы на конкурс направляются только в электронном виде.

К участию приглашаются юные экологи, детские экологические коллективы, созданные в образовательных организациях общего, дошкольного и дополнительного образования, при вузах, научных центрах, особо охраняемых природных и историко-культурных территориях и других организациях. Приветствуется участие семейных коллективов.
Конкурс проводится по четырём номинациям:
Номинация № 1. «Экологические проблемы родного края».
Номинация № 2.  «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем».
Номинация № 3. «Этнографические исследования».
Номинация № 4. «Первые шаги в экологии». В этой номинации могут участвовать дети дошкольного и младшего школьного возраста (1-3 классов). Приветствуется участие семейных коллективов. 

ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном этапе XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

I.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

XI Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» (далее – Конкурс) проводится по инициативе и поддержке Некоммерческого партнёрства «Содействие химическому и экологическому образованию» (г. Москва), а также ряда других государственных, общественных, научных и культурных учреждений и организаций России.
Организаторами регионального этапа Конкурса являются Министерство образования и науки Ульяновской области и Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной Дворец творчества детей и молодёжи (далее – ГБОУ ДОД ДТДМ).
Цель Конкурса:
Формирование экологической культуры, включающей экологические знания, навыки, ценностные ориентации, для решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.
Задачи Конкурса:
•     Приобщить учащихся и дошкольников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира. Формирование навыков исследовательской деятельности.
•    Поддержать детское и юношеское природоохранное движение. Развить у подростков чувство причастности к решению экологических проблем.
Ожидаемый результат:
Участники конкурса приобретают опыт исследовательской деятельности, умение формулировать и решать экологические проблемы на соответствующем возрасту уровне, прогнозировать  развитие ситуаций экологического характера, делать обоснованные выводы о состоянии окружающей среды. Они становятся активными пропагандистами  экологических знаний среди сверстников и всего населения. Привлечение детей и подростков к решению значимых экологических проблем способствует формированию личностных качеств грамотного, деятельного, небезразличного гражданина, осознающего свою ответственность за сохранение жизни на Земле.
II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

К участию приглашаются юные экологи, детские экологические коллективы, созданные в образовательных организациях общего, дошкольного и дополнительного образования, при вузах, научных центрах, особо охраняемых природных и историко-культурных территориях и других организациях. Приветствуется участие семейных коллективов.

III.  НОМИНАЦИИ КОНКУРСА

Конкурс проводится по четырём номинациям:

Номинация № 1. «Экологические проблемы родного края»
Включает проекты по изучению состояния природных сообществ, изменений, связанных с действием человека. Анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровье населения; пути оздоровления экологической ситуации в городе. Изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры.
Рекомендации по тематике  возможных исследований изложены в Приложении 1.

Номинация № 2.  «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем»
Номинация объединяет проекты, связанные с исследованием проблем, обусловленных ростом численности населения, возрастающим давлением промышленности на природные системы, проблем изменения климата, дефицита природных ресурсов, сохранения биоразнообразия на планете, всеобщего загрязнения и т.п. Важно помнить, что экологические проблемы накапливаются и решаются на местном уровне. Но эти решения должны приниматься с учетом глобального фона, цикличности природных явлений и эволюционных процессов – «Думай глобально, решай локально».
Рекомендации по тематике  возможных исследований изложены в Приложении 1.

Номинация № 3. «Этнографические исследования»
Формированию сообщества высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей способствует обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии.
Рекомендации по тематике  возможных исследований изложены в Приложении 1.

 

Номинация № 4. «Первые шаги в экологии»
В этой номинации могут участвовать дети дошкольного и младшего школьного возраста (1-3 классов). Приветствуется участие семейных коллективов. 
Рекомендации по тематике  возможных исследований изложены в Приложении 1.

IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ

•  Соответствие проекта заявленной теме, выбранной номинации и требуемой структуре изложения.
•  Комплексность, полнота и объём проведенного исследования.
•  Степень проработки исследований предшественников, учёт полученных ими данных при обсуждении собственных результатов.
•   Обоснованность выбора использованных методов.
•   Грамотное и логичное изложение результатов.
•   Наличие фотоматериалов, отражающих работу автора(ов).
•   Обоснованность выводов и рекомендаций.
•   Степень творческого участия школьников в проведении исследований.
 
Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе.
Помните, что Ваши исследования не должны наносить ущерба природе!

V. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Региональный этап Конкурса проводится с 10 декабря 2015 года по 29 февраля 2016 г. Срок подачи учебно-исследовательских экологических проектов на первый этап – до 20 февраля 2016 года. Работы, отобранные на первом этапе региональной комиссией, до 10 марта 2016 г. направляются организаторами в Москву для участия во втором (заочном) этапе Конкурса. Итоги заочного этапа будут подведены до 10 мая 2016 года.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Желающим принять участие в конкурсе необходимо представить в региональную конкурсную комиссию по электронной почте следующий  пакет документов:

  • Заявка по форме (образец заполнения электронной таблицы Microsoft Excel размещен на сайте Партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию»: http://www.chemeco.ru ).
  • Аннотация должна содержать:

- Номер и название номинации, по которой представлена работа.
- Название авторского коллектива (или имена и фамилии авторов, если их не более трех).
- ФИО руководителя (руководителей).
- Название проекта
- Текст аннотации, описывающий:
какая проблема исследовалась,
главный полученный результат,
что дало авторам участие в выполнении проекта.
- Год(ы)  выполнения проекта.
- Контактная информация: телефон, e-mail, почтовый адрес.

  • Отчёт о проведённых исследованиях  должен содержать:

Титульный лист, на котором следует  написать:
- Номер и название  номинации, по которой представлена работа.
- Имя и фамилию (если не более трёх авторов) или название авторского коллектива.
- Класс, в котором учатся  авторы проекта, полное название школы, с указанием места нахождения (село/город, область).
- Название проекта.
- ФИО руководителя (руководителей).
- Организация, при которой работает экологический коллектив и выполнялся проект.
-  Место проведения исследования и сроки выполнения проекта.
Оглавление.
Перечисление разделов отчёта с указанием страниц.
Справка о деятельности коллектива.
Справка должна включать: время создания коллектива, список его  членов (с указанием вклада каждого из них в выполнение проекта). Приложите фотографии авторов.
Введение.
В этом разделе следует сформулировать цель исследования, на решение какой проблемы оно направлено, обосновать важность этой проблемы для общества в целом, её особенности для вашего региона, почему это важно лично для вас.
Объект исследования.
В описание объекта включаются характеристики, имеющие значение для проведенного исследования. Картографический материал должен иметь заглавие, масштаб, легенду.
Методы исследования.
Укажите, какие методики были использованы. При использовании стандартных методик необходимо сделать ссылку на их авторов и литературный источник. Если использованы оригинальные методики, их описания должны быть достаточно подробными, чтобы можно было понять всю последовательность действий.
Результаты исследований.
Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчёт обязательно должен содержать исходные полученные данные, а не только результаты их обработки.
На основании полученных результатов оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния при сохранении существующей ситуации.
Проект должен включать работы, выполненные в 2015-2016 гг. Если отчёт об исследованиях объединяет результаты, полученные на протяжении нескольких лет, необходимо выделить в нем (например, как отдельную главу) результаты 2015-2016 гг.
Программа действий.
Предложите программу практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта, опираясь на результаты проведенных исследований. В программу могут входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе перечень дел, которые планируют выполнить сами учащиеся. Отдельно напишите, в каких природоохранных мероприятиях уже участвовали авторы.
Выводы.
Сформулируйте выводы в виде перечня.
Список использованной литературы.
Список составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций, при этом обязательны ссылки на перечисляемые источники в тексте работы.
Приложения.
Рекомендуется в приложениях представить неформальное описание выполнения проекта (фотографии, путевые дневники и др.), сведения о представлении его результатов.
Просьба к авторам написать в произвольной форме, что лично им дало участие в процессе выполнения данного проекта, какие они приобрели знания, навыки, привычки, изменилось ли их мировоззрение и др.
При необходимости как приложения могут быть оформлены и другие материалы.

VII. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНЫМ МАТЕРИАЛАМ

  • Все материалы на конкурс направляются только в электронном виде.
  • Заявка заполняется по форме-образцу: http://www.chemeco.ru/children/children_39.html.
  • Отчёт пишется на русском языке, шрифт Arial или  Times New Roman, кегль 12, включая схемы, таблицы, графики, рисунки и фотографии, текст не должен превышать 30  страниц.
  • Материалы на конкурс направляются по электронной почте на адрес ecokonkursy@mail.ru и должны содержать три файла, набранные или сохраненные в формате MS Word с расширением doc:

- регион*)_фамилия**)_zayavka.doc,
- регион*)_фамилия**)_annot.doc,
- регион_фамилия_otchet.doc
*) «регион» – район или город
**) «фамилия»  – фамилия одного из руководителей работы. Если руководитель представляет несколько проектов, следует пронумеровать файлы.
В теме письма: Конкурс Человек на Земле_населенный пункт_район. Например: Конкурс Человек на Земле_Соловчиха_Радищевский район.

  • Суммарный объём приложений к письму – не более 20 Мб. При необходимости допускается архивирование файлов архиваторами типа Win Zip. Создание архивов из нескольких частей и отправка их разными письмами не допускается.

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

Конкурсная комиссия определяет победителей (1 место) и призёров (2 и 3 места) в каждой номинации Конкурса. Победители и призёры в каждой номинации Конкурса награждаются Почётными дипломами и грамотами Министерства образования и науки Ульяновской области.
Руководители, подготовившие победителей и призёров Конкурса,  награждаются Почётными грамотами Министерства образования и науки  Ульяновской области.
Работы победителей в каждой номинации будут направлены в г. Москву для участия в ХI Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле».
Каждый участник Конкурса получит сертификат участника.

IX. АДРЕС КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ

Проекты на конкурс принимаются по адресу: 432032, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 42, Естественнонаучный комплекс ОГБОУ ДОД ОДТДМ (бывшая Областная станция юных натуралистов).
Телефоны для справок: 48-57-96, 45-38-39; е-mail: ecokonkursy@mail.ru
Время работы: все дни недели, кроме субботы и воскресенья, с 9 до 17 часов.  Куратор: Бородин Олег Викторович – методист.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Положению «О региональном  этапе
XI всероссийского конкурса учебно-
исследовательских экологических
проектов «Человек на Земле»

 

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ:
Номинация 1. «Экологические проблемы родного края»

  •  Растения в городе.
  •  Проблемы содержания домашних животных в городе.
  •  Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.
  •  Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.
  •  Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.
  •  Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?
  •  Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.
  •  Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.
  •  Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.
  • Номинация № 2.  «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем»
  •  Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем в свете глобальных изменений природной среды.
  •  Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.
  •  Биоразнообразие как критерий динамики состояния экосистем.
  •  Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.
  •  Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.
  •  Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.
  •  Роль пионерных и климаксных видов растений и животных и процессах восстановления экосистем.
  •  Интродукция и инвазия чужеродных видов в экосистемы и их взаимоотношения с аборигенными видами.
  •  Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективного сохранения.
  • Номинация № 3. «Этнографические исследования»
  •  Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация  (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.
  •  Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.
  •  Занятия населения:

- сельскохозяйственные работы, их организация и распределение, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;
- присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;
- домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;
- народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, характер и смысл мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.

  •  Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.
  •  Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.
  •  Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.
  •  Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.
  •  Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.
  •  Историко-культурные заповедники. Ландшафты и связанные с ними исторические события, традиции и природопользование местного населении,  жизнь и творчество знаменитых личностей.

При выполнении проектов важно не ограничиваться сбором и анализом литературных данных, предусмотреть общение со старожилами, непосредственное знакомство с изделиями народного творчества.

Номинация № 4. «Первые шаги в экологии»
Один из вариантов тематики работ, выполненных с участием детей не старше 10 лет – это проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации. Например:

  •  Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (ёмкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.
  •  То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.
  •  Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Учёные – детям»).
  •  Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых  на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.

Также можно представить выполненные с участием детей этого возраста проекты по таким тематическим направлениям:

  •  «Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней. Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).
  •  «А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак?
  •  «Вода в доме». Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода? На что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме? Как дома следить за чистотой воды? Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде отчета с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.
  •  «Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?
  •  «Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей  домашних запасов и способы борьбы с ними. Описать судьбу испорченных запасов.
  •  «Идём по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?
  •  «Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.

 

 

Скачать положение конкурса

Назад

Наверх страницы