Translate.Ru PROMT©

Ульяновские государственные и общественные экологические организации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент лесного хозяйства, Департамент природных ресурсов и экологии

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи

Экологическая палата Ульяновской области

Экологический факультет УлГУ

Птицы Среднего Поволжья - Средневолжский клуб любителей птиц

Экологические праздники

Православные праздники

Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

7 ноября 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О региональном этапе Всероссийского конкурса
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано в целях организации и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».
1.2. Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (далее - Конкурс) является ежегодным мероприятием.
1.3. Конкурс проводится с целью активизации работы образовательных организаций по воспитанию у детей и подростков экологической культуры в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия своего края, способствующей развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности.
1.4. Задачи Конкурса:
привлечение внимания детей и взрослых к проблеме сохранения природного и культурного наследия своей малой родины, способствующее воспитанию бережного отношения к природно-культурным ценностям;
развитие и реализация практико-ориентированных экологических проектов в процессе сотворчества учащихся и педагогов по изучению этноэкологических и культурных особенностей родного края;
выявление и поддержка исследовательской и практической деятельности  учащихся, стимулирование творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих вопросы взаимоотношения этноса и природной среды;
развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
повышение роли экологической культуры в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению  детей и подростков.

2. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

2.1. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся общеобразовательных организаций, находящиеся на территории Ульяновской области в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к работе по изучению и сохранению природно-культурного наследия своей малой родины;
2.2. Допускается индивидуальное и коллективное участие.

3. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

3.1. Конкурс проводится в 2 этапа: муниципальный и региональный (заочный).
Муниципальный с 15 ноября по 25 ноября 2017 г.
Региональный (заочный) с 25 ноября по 20 декабря 2017 г.

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

4.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
Для учащихся в возрасте с 14 до 18 лет:
«Гуманитарно-экологические исследования» (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);
«Традиционная культура» (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и воспроизведение явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающие взаимоотношения этноса с природным окружением, а также предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др. с использованием природных материалов);
«Эколого-краеведческие путеводители» (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины, направленные на развитие сельского и экологического туризма);
«Публицистика в защиту природы и культуры» (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, а также видеосюжеты, посвящённые проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения этноса и природной среды).
Для учащихся в возрасте с 12 до 14 лет:
«Живой символ малой родины» (рассматриваются живописные и другие художественные работы, в которых авторы представляют «живой символ малой родины» и письменное аргументированное обоснование выбора (сочинение), отражающее, в чём заключается его уникальность или характерность для края, включающее интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т.д.).
4.2. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

  • история природопользования и охраны природы;
  • традиционное природопользование и окружающая среда;
  • природные промыслы, изделия из природных материалов;
  • природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте и др.;
  • природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
  • сакральные природные объекты;
  • травы и иные природные средства в народной медицине;
  • экологические аспекты образования поселений;
  • природные и культурные достопримечательности при определении  рекреационной значимости территории;
  • отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать её свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
4.3. Формы представления конкурсных работ:
учебно-исследовательская работа – в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
проекты – в номинации «Традиционная материальная культура»;
видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) – в номинации «Традиционная нематериальная культура»;
путеводитель или описание маршрута, тропы – в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
публицистическое произведение (статья, эссе, очерк, видеосюжет и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ малой родины».
4.4. На Конкурс не принимаются работы:
не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ  (Приложение №1);
занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня;
нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам;
несоответствующие возрастной категории, к которой отнесена номинация;
по которым выявлены признаки плагиата.
4.5. Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.
4.6. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются и не рецензируются.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА

5.1. Для проведения I этапа Конкурса создаются  оргкомитеты на уровне муниципальных образований, которые осуществляют информационное обеспечение Конкурса, подведение его итогов и определение победителей, предоставление работ победителей на областной этап Конкурса.
5.2. Конкурсные работы победителей первого этапа конкурса (не более 5 – по одной в каждую номинацию) вместе с аннотациями, анкетой-заявкой (Приложение №2) в срок до 25 ноября 2017 г. направляются по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 42. Естественнонаучный комплекс ОГБУ ДО ДТДМ (бывшая Областная станция юных натуралистов).
Время работы:  все дни недели, кроме субботы и воскресенья, с 9 до 17 часов. Телефоны для справок: 8 (8422) 45-38-39, 48-57-96, е – mail: junnatka@mail.ru
5.3. Победители областного (заочного) этапа  Конкурса определяются по результатам оценки жюри конкурсных работ в соответствии с критериями (Приложение №3).

6. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА

6.1. Победители и призеры Конкурса по каждой номинации награждаются дипломами Министерства образования и науки Ульяновской области.
6.2. Работы победителей Конкурса могут быть представлены на  Всероссийский конкурс «Моя малая Родина, природа, культура, этнос» в г. Москва.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Положению о региональном этапе Всероссийского конкурса
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Требования к оформлению конкурсных работ

1 Общие требования к конкурсным работам
1.1. На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку (Приложение №2).
1.2. Все текстовые материалы должны быть выполнены на компьютере на русском языке. В приложениях возможно представление разборчиво написанного рукописного текста. Листы конкурсных материалов должны быть надёжно скреплены степлером, в скоросшивателе и т. п., страницы пронумерованы. Формат текстового материала – не более А-4.
1.3. При выполнении работы являются обязательными сноски на использованную литературу и информационные источники, которые могут быть помещены как в тексте, так и в конце работы.
1.4. Графики и диаграммы должны сопровождаться комментариями, быть четкими, сопровождаться цифровыми данными.
1.5. Картографический материал должен быть четким, разборчивым и иметь заглавие, масштаб, легенду. Ксерокопии фотографий и картографических материалов не принимаются.
1.6. Материалы в электронном виде (фото- и видеоматериалы) присылаются на CD или DVD, диск обязательно должен быть подписан. В номинациях «Гуманитарно-экологические исследования», «Эколого-краеведческие путеводители» материал в электронном виде возможен лишь как дополнение к печатному тексту.
1.7. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название организации и объединения; тема работы; фамилия и имя автора (-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы и консультанта (если имеются); название населённого пункта и субъекта Российской Федерации; год выполнения.

2 Требования к учебно-исследовательской работе
2.1. Структура исследовательской работы предусматривает:
содержание с обозначением всех разделов и указанием страниц;
введение с постановкой проблемы, цели, задач исследования, предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, срока и продолжительности исследования;
обзор литературы по теме исследования;
методика исследования - описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
основная часть, в которой дается описание проведенного исследования, аналитика, доказательства выдвинутых гипотез, изложение обработанного материала (текст можно дать по главам);
заключение, содержащее выводы по теме исследования, новизну полученных данных, результаты исследования с числовыми и фактическими данными, обоснование практической значимости работы, перспективы продолжения работы, рекомендации;
список использованных источников и литературы.
2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другие иллюстративные материалы могут быть даны в основном тексте или в приложении к работе.
2.3. Исследовательская работа может быть в виде экологического проекта, к которому предъявляются те же требования. Кроме того, необходимо указать проблемы, которые решает проект, механизмы и этапы его реализации, партнеров, ожидаемые результаты. Главным в проекте считается его конкретная реализация и практическая значимость.

3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту
3.1. Содержание разработки должно представлять собой чёткий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть чётким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.
3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы с пояснениями и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.
3.4. Примерный план формирования содержания:
история поселения(-й) (возникновение, археология, топонимика, развитие);
природа края (место на карте - географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории  и объекты, топонимика природных объектов);
сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, профессии, старожилы, интересные люди и т.п.);
основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);
современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и другие проблемы края, пути их решения).
3.5. Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.
3.6. При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.

 

4. Требования к публицистическому произведению
4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем в печатном варианте не должен превышать 40 000 знаков (примерно 20 стандартных машинописных страниц). Видеосюжеты (файлы, записанные на CD, DVD) по продолжительности не должны превышать 7 минут.
4.2. К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 2 страниц), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные (или интернет-ссылка), а также отклики на публикацию (если были). Указывается, как используется произведение в работе по сохранению природного и культурного наследия.

5. Требования к проектам номинации «Традиционная культура»
5.1. Проект должен состоять из двух разделов:
история вопроса (соответствует теме проекта), где раскрывается его актуальность, цель и задачи; описание особенностей (национального костюма, предмета быта, рукоделия, культа, песни, танцы, обряды, игры и др.), а также технологий;
практические результаты, где необходимо продемонстрировать практическую значимость содержания первого раздела проекта. Это может быть: проведение какого-либо праздника, обряда, игр и другое.
Желательно в приложении иметь наглядный материал (по усмотрению автора – видеозаписи на DVD- и CD- дисках, фотографии, рисунки и др.).
Натуральные экспонаты не принимаются.

6. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»
Под «живым символом» понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.
Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.
Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».
Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чём заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).
Для участия в Конкурсе надо аргументировано выбрать и изобразить по одному животному или растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.
6.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.
6.2. От каждого участника или коллектива ожидается не более чем по два рисунка (или иной художественной работы) с относящимися к ним обоснованиями-сочинениями (животное-символ и растение-символ соответственно).
На Конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные картоном. Скручивать работы нельзя.
На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе(-ах): Ф.И.О., место проживания автора(-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.
6.3. К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объём которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (шрифт 12-14 размера, интервал - 1,5). Текст должен быть набран на компьютере или пишущей машинке, либо разборчиво написан от руки. В нём также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора(-ов), возраст, номер школы и класса, название работы).
6.4. Работы участникам Конкурса не возвращаются.
6.5.Организаторы не несут ответственность за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Положению о региональном этапе Всероссийского конкурса
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

АНКЕТА-ЗАЯВКА
на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
(заполняется автором)

1. Название работы: _____________________________________________________________
2. Предполагаемая номинация:____________________________________________________
3. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) ______________________________________
_______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
5. Домашний адрес (с индексом), e-mail, телефон (с кодом)
______________________________________________________________________________
6. Место учёбы (образовательная организация, класс)________________________________
______________________________________________________________________________
7. Организация, на базе которой выполнена конкурсная работа
- полное название (по уставу)_____________________________________________________
- адрес с индексом______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- телефон, факс (с кодом)________________________________________________________
- e-mail ____________________________________ сайт ______________________________
8. Точное название объединения  учащихся (школьное лесничество, кружок, клуб и т.п.)
_____________________________________________________________________________
9. Фамилия, имя, отчество руководителя работы, его место работы и должность, учёная степень и звание (если имеются) _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Контактные данные руководителя (e-mail, телефон с кодом) ______________________
_____________________________________________________________________________
11. Консультант работы (если имеется) ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Согласие на публикацию: да/нет (нужное подчеркнуть)

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» даю согласие в течение 5 лет использовать мои вышеперечисленные данные для составления списков участников Конкурса, опубликования списков на сайте, создания и отправки наградных документов Конкурса, рассылки конкурсных материалов, использования в печатных презентационных/методических материалах Конкурса, предоставления в государственные органы власти, для расчёта статистики участия в Конкурсе, организации участия в выставках.

                                                                      Дата заполнения «____»_______________20___ г.

Подпись участника ______________         Подпись руководителя ______________________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к Положению о региональном этапе Всероссийского конкурса
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Критерии оценки конкурсных работ

1. Критерии оценки работ по номинации «Гуманитарно - экологические исследования»
Качество оформления: структура, наглядно-иллюстративный материал и др. – 5 баллов.
Применение комплексного, междисциплинарного подхода – 5 баллов.
Постановка цели и задач, актуальность темы и её обоснование – 5 баллов.
Теоретическая проработанность темы, использование литературы – 5 баллов.
Обоснованность выбора методики – 5 баллов.
Достаточность собранного материала и полнота его представления – 5 баллов.
Глубина проработанности и осмысления материала – 5 баллов.
Значимость и обоснованность выводов – 5 баллов.
Практическая значимость и (или) научная новизна исследования – 5 баллов.
ИТОГО: 45 баллов

2. Критерии оценок работ по номинации «Традиционная культура»
Соблюдение требований к оформлению проекта – 5 баллов.
Объём и глубина проработки изученного материала – 5 баллов.
Применение комплексного, междисциплинарного подхода – 5 баллов.
Соответствие содержания проекта традициям изучаемого региона – 5 баллов.
Полнота и точность воспроизведения – 5 баллов.
Техника изготовления предмета или исполнения произведения – 5 баллов.
Соответствие стиля подачи материала представляемой традиции – 5 баллов.
Качество иллюстративного материала:
- фотографии – качество и композиционное решение – 2 балла;
- видеофрагменты – режиссура и операторская работа – 3 балла.
Практическая значимость проекта – 5 баллов.
ИТОГО: 45 баллов

3. Критерии оценки по номинации «Эколого-краеведческие путеводители»
Стиль изложения, выразительность – 5 баллов.
Степень информативности описания – 5 баллов.
Использование комплексного, междисциплинарного подхода – 5 баллов.
Достоверность и уровень подачи сведений о природе – 5 баллов.
Достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений – 5 баллов.
Оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура) – 5 баллов.
Качество картографического материала – 5 баллов.
Возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе – 5 баллов.
Использование авторами собранного материала в экскурсионной работе – 5 баллов.
ИТОГО: 45 баллов

4. Критерии оценки работ по номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»
Актуальность поднятой проблемы – 5 баллов.
Глубина осмысления темы – 5 баллов.
Компетентность в вопросах экологии, культурологи и этнологии – 5 баллов.
Информативность – 5 баллов.
Адекватность содержания поставленной работе, внутренняя логика – 5 баллов.
Оригинальность концепции и изложения – 5 баллов.
Применение комплексного, междисциплинарного похода – 5 баллов.
Стилистическая грамотность, образность, характер детализации – 5 баллов.
Наличие опубликованного материала по заявленной теме (в том числе в сети Интернет).
ИТОГО: 45 баллов

5. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»
Соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, его соответствие требованиям к оформлению – 5 баллов.
Значимость объекта и обоснованность выбора, соответствие символа природным особенностям местности и культурно-историческим традициям населения – 5 баллов.
Оригинальность работы – 5 баллов.
Научность представленного материала – 5 баллов.
Информативность сопроводительного текста и качество обоснования – 5 баллов.
Стилистика сопроводительного текста: художественность, образность, эмоциональность и убедительность – 5 баллов.
Качество художественного изображения – 5 баллов.
Перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д. – 5 баллов.
Применение комплексного, междисциплинарного подхода – 5 баллов.
ИТОГО: 45 баллов

 

Скачать положение конкурса

Назад

Наверх страницы