Наши партнеры

European FAMILIOKRATOS

Областные экологические акции и операции - Первоцвет

ПОЛОЖЕНИЕ

об областной экологической операции

«Первоцвет»

 

1. Общие положения

Областная экологическая операция «Первоцвет» (далее Операция) проводится Департаментом образования Ульяновской  области и областным детским экологическим центром.

Цель: создание условий для воспитания нравственных основ экологической культуры у детей школьного возраста.

Задачи:

  • ·         вовлечение школьников в активную экологическую деятельность по сохранению, защите и восстановлению численности раннецветущих растений;
  • ·        изучение первоцветов, занесённых в Красную книгу РФ или в Красную книгу Ульяновской области
  • ·         формирование активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности;
  • ·         привитие школьникам навыков исследовательской  работы;
  • ·         оказание практической помощи комитетам по охране природы и Центру защиты леса Ульяновской области по восстановлению раннецветущих растений в области.

 

2. Участники операции

Участниками операции являются:

  • ·        отряды юных экологов, входящие в областную детско-юношескую общественную экологическую организацию «ЮнЭко»;
  • ·        иные детские общественные объединения;
  • ·        кружки, клубы юных экологов;
  • ·        учащиеся школ, лицеев и гимназий, учреждений дополнительного образования детей.

 

3. Руководство операцией

Общее руководство областной экологической операцией «Первоцвет» осуществляет Оргкомитет. Для подведения итогов операции формируется жюри, в состав которого входят специалисты Экоцентра. Состав членов Оргкомитета и жюри  утверждается приказом  Департамента образования  Ульяновской области.

 

 4. Сроки проведения операции

Областная экологическая операция «Первоцвет» проводится в апреле-мае 2007 года в три этапа.. Срок подачи отчётных материалов в оргкомитет– до 30 мая 2007 года.

  

5. Ход операции

         1 этап – подготовительный.

         Участники Операции с помощью сотрудников комитетов по охране природы и учителей определяют места цветения первоцветов в окрестностях своего населенного пункта и берут эти территории на контроль.

         На контролируемой территории проводится флористическое описание раннецветущих растений, выявляются наиболее редкие для нашей области первоцветы, даются рекомендации по их сохранению. Работа выполняется с использованием исследовательской методики «Эколого-флористические исследования первоцветов» (приложение  1.1).

На выявленных участках путём обследования определяют общее состояние территории, степень антропогенного воздействия.

  2 этап – практический.

         В случае обнаружения на закреплённом участке небольших по масштабу следов отрицательного воздействия  человека на природу (свалки, завалы сухих деревьев и т.п.) участники операции организуют трудовые десанты. Всем отрядом они собирают мусор и выносят его с территории в специально предусмотренное для мусора место. Если же степень загрязнения и других нарушений более значительна, то об этом сообщается в комитет по охране природы.

  При необходимости, по согласованию с работниками комитетов по охране природы и леса, устанавливаются на видных местах (на опушках леса, у тропинок и т.д.) аншлаги с информацией о растущих на данной территории первоцветах и призывами об их сохранении.

3 этап – агитационный.

         Участники операции готовят агитаторов, которые выступают в защиту первоцветов перед учениками своей школы, перед работниками предприятий, жителями населенного пункта.

         Работа по проведению операции «Первоцвет» освещается в средствах массовой информации, а также в школьной стенгазете.

4 этап – подведение итогов операции.

Операция проводится в апреле-мае 2007 г.

Итоги подводятся по двум номинациям:

  • ·        Лучшая  исследовательская работа.

- на титульном листе указать: район, полное название школы, название клуба (если есть), Ф.И.О. авторов работы и Ф.И.О. руководителя, телефон школы, Ф.И.О. директора школы; далее отчёт по методике: эколого-флористические исследования первоцветов

  • ·        Лучшая пропагандистско-просветительская работа. 

- отчёт составляется по форме:

 

п/п

 

Дата проведения

Название мероприятия

Форма проведения

Место проведения

Кол-во участников

К отчёту необходимо приложить:  фотографии, творческие работы детей, сценарии мероприятий, итоги соцопроса, ксерокопии газетных статей (если есть), отзывы о мероприятии.

Исследовательские работы и отчёты могут быть возвращены по требованию участников.

 

6. Награждение

Победители       во всех номинациях награждаются Почётными Грамотами Департамента  образования Ульяновской области, а также  памятными  призами.

Победители  в номинации «Лучшая исследовательская работа»  будут приглашены для участия в областной эколого-краеведческой конференции «ЭКО-2007», а в дальнейшем будут рекомендованы для участия во Всероссийских конкурсах.

 

7. Финансирование операции

Расходы по организации и проведению Операции проводятся за счёт бюджета областного детского экологического центра.

8. Адрес Оргкомитета операции

432002, г. Ульяновск, пр. Нариманова, 13, Экоцентр, ком. 31,

тел.:  43-59-71.

Куратор – Шабаева Маргарита Николаевна – руководитель областного экологического проекта «Флора».

  

Приложение 1.1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

эколого-флористических исследований первоцветов

Составитель: Шабаева Маргарита Николаевна методист Экоцентра

Руководитель областного проекта «Флора»

Цель: изучить травянистые раннецветущие растения своей местности, дать рекомендации по их сохранению.

Задачи:

  • ·        дать характеристику изучаемой проблемы, показать её актуальность, теоретическое и практическое значение;
  • ·        дать физико-географическую характеристику района исследований;
  • ·        изучить первоцветы , занесённые в Красную книгу РФ или в Красную книгу Ульяновской области (если такие есть);
  • ·        выяснить эколого-биологические особенности первоцветов;
  • ·        провести флористические и геоботанические описания первоцветов и их популяций и растительных сообществ;
  • ·        дать оценку экологического состояния изучаемого растительного сообщества;
  • ·        дать рекомендации по сохранению первоцветов в природе.

 

Программа изучения:

  • 1.    Характеристика изучаемой проблемы, её актуальность, значение.

2.  Местоположение изучаемой территории (указать область, район, ближайший населённый пункт, можно указать лесничество, квартал).

  • 3.    Физико-географическая характеристика района исследования.
  • ·        Рельеф (краткая характеристика).
  • ·        Почвы (название типа, мощность, окраска, механический состав).
  • ·        Растительность (краткая характеристика из литературы).
  • ·        Антропогенное воздействие.
  • 4.    Эколого-биологические особенности первоцветов (кратко из литературы).
  • 5.    Флористические и геоботанические описания первоцветов и их популяций и растительных сообществ.
  • 6.    Оценка экологического состояния изучаемого растительного сообщества;
  • 7.    Рекомендации по улучшению экологической ситуации и сохранению первоцветов.
  • 8.    Выводы (выводы делаются по каждой задаче).

 

5.1 Составление флористического списка первоцветов.

Флора- совокупность видов растений, обитающих на определённой территории. Изучение флоры предполагает составление наиболее полного флористического списка растений, с распределением их по семействам и дальнейшим анализом.

Фитоценоз или растительное сообщество – всякая совокупность высших и низших растений, обитающих на данном однородном участке земной поверхности, с только им свойственными взаимоотношениями, как между собой, так и с условиями местообитания, и поэтому создающими свою особую фитосреду (Сукачёв, 1975).

На изучаемой территории прокладываются маршруты  и обследуются имеющиеся типы растительности или фитоценозы (лес, луг, степь).

При движении по маршруту следует тщательно фиксировать в полевой дневник все встречаемые виды растений, в том числе и первоцветов. При необходимости отдельные образцы гербаризировать для последующего уточнения видовой принадлежности.

В итоге из полученного перечня  встреченных видов растений выделить в отдельный список первоцветы по семействам, причём порядок семейств составляется по имеющемуся определителю растений.

Список оформляется в столбик следующим образом:

Сем. Ranunculaceae – Лютиковые

  • 1.    Ticaria verna – Чистяк весенний
  • 2.    …………………………………

3.  ………………………………..

Сем. FumariaceaeДымянковые

  • 1.              ……………………………..
  • 2.              и т. д.

Анализируя список указать, сколько всего видов первоцветов было описано в ходе исследования. Назвать какие из них являются редкими, исчезающими, сокращающими свою численность и занесены в Красные книги.

5.2 Систематический анализ первоцветов и сопутствующих им видов в изучаемом растительном сообщесте.

В таблицу вносятся все встреченные и определённые растения данного растительного сообщества. Семейства располагаются  в порядке убывания видов.

Таблица 1

Семейства

Число видов

% от общ. числа видов

Число родов

% от общ. числа родов

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Итого:

всего

100 %

всего

100 %

Анализ: указать, сколько всего видов входит в состав изучаемой территории, сколько семейств и сколько родов (например: 26 видов из 13 родов 11 семейств) и сколько среди них первоцветов (например: 8 видов из 7 родов 6 семейств). Назвать к каким семействам относится большее число видов растений и отдельно семейства, включающие большее количество видов первоцветов (указать количество и % от общего числа). Перечислить монотипные семейства, которые представлены одним родом и одним видом. Большое количество монотипных семейств, свидетельствует об экстремальности условий существования для многих видов ранневесенней флоры. Сделать вывод о богатстве изучаемой флоры и её систематическом разнообразии (в двух предложениях).

5.3 Биоморфологический анализ травянистых первоцветов и вмещающих их фитоценозов.

Биоморфологический анализ – это анализ жизненных форм. Эти жизненные формы для каждого вида приводятся в атласах и определителях растений. Составляется таблица.

 

 

Таблица 2

Жизненные формы

Число видов

% от общего числа видов

А

Древесные формы

 

 

1

Деревья

 

 

2

Кустарники

 

 

Б)

Травянистые многолетники

 

 

1

Корневищные

 

 

2

Стержнекорневые

 

 

3

Клубнекорневые

 

 

4

Корнепаразитные

 

 

5

Луковичные

 

 

 

И др.

 

 

В)

Малолетники

 

 

 

Двулетники

 

 

 

Однолетники

 

 

 

Итого:

Всего:

100 %

Делается вывод, какие биоморфы (жизненные формы) присущи первоцветам, наиболее обильны и характерны для данных растительных сообществ (многолетники или малолетники), а среди многолетников – корневищные, луковичные или другие (сколько видов и какой процент из таблицы 2). Чём это объясняется?

5.4 Фитоценотический анализ

Фитоценотический анализ показывает распределение видов по эколого-фитоценотическим группам. Эти группы выделяются по местообитаниям видов, например лесная группа, степная, пойменно-луговая и т. д. (см. табл.3). Фитоценотическая группа растения устанавливается по определителям.                                                                                       Таблица 3

Фитоценотическая группа

Число видов

% от общего числа видов

1

Лесная

 

 

2

Лесо-степная

 

 

3

Лесо-луговая

 

 

4

Пойменно-лесная

 

 

5

Сорно-рудеральная

 

 

6

Степная

 

 

7

Лугово-степная

 

 

8

Луговая

 

 

9

Пойменно-луговая

 

 

10

Поляно-опушечная

 

 

 

Итого:

Всего

100 %

После заполнения таблицы делается её анализ. Указывается, какая фитоценотическая группа преобладает по количеству видов и в процентном отношении. Чем это можно объяснить (типом растительного сообщества, географическим положением, близостью к водоёмам, антропогенным нарушением и т. д.). Отметить, в каких фитоценотических группах встречается больше всего первоцветов и почему?

5.5 Геоботанические описания растительных сообществ, в которых встречаются первоцветы.

Эта работа может быть выполнена в одном, двух или нескольких растительных сообществах (по выбору). В пределах каждого сообщества (широколиственный лес, луг и т.д.), закладывается несколько учётных площадок (минимум 5 максимум 10 площадок), размером 10 х 10 м = 100 кв. м. в лесу и 2 х 2 м = 4 кв.м. на открытой территории. Размещают площадки на изучаемой территории произвольно, но в типичных местах.

На каждой учётной площадке описывают следующие показатели:

1. Обилие или степень участия видов в травостое. Рассчитывается по шкале Drude (Друде)

  • ·        Фон (Ф) – растения встречаются в очень большом количестве, так что их наземные части смыкаются.
  • ·        Обильно (Об)  –  в очень большом количестве (более 90%)
  • ·                       (Об3) – очень обильно (70-90%)
  • ·                       (Об2) – обильно (50-70%)
  • ·                       (Об1) – довольно обильно (30-50%)
  • ·        Изредка (Изр.) – в небольшом количестве (10-30%)
  • ·        Редко     (Р.) – очень мало (менее 10%)
  • ·        Единично (Ед.) – одно растение на площадке
  • 3.              Фенологические фазы. Сведения о фенофазах характеризуют сезонную ритмику фитоценоза. Для их обозначения используют следующие значки:

Вегетация до цветения – вег.1

Бутонизация                  - бут

Начало цветения           - цв. 1

Полное цветение           - цв. 2

 

Отцветание                    - цв. 3

Созревание семян         - пл. 1

Рассеивание семян        - пл. 2

Вегетация после цветения – вег.2

 

3 Проективное покрытие – при определении проективного покрытия учитывают отношение проекции надземных частей растений к общей площади, на которой оно определяется. Проективное покрытие выражается в процентах и определяется для каждого вида в отдельности на глаз  (10%, 30%, 60% и т.д.) или для большей точности с помощью оборудования (сеточка Раменского).

4 Характер размещения: равномерно, группами, рассеянно, редкими скоплениями с примесью особей других видов и т. д.

Аспект сообщества – это внешний вид фитоценоза. Аспект сообщества  неоднократно меняется на протяжении вегетационного периода и зависит от фенологического состояния доминирующих видов растений. Этот признак фитоценоза выражается исключительно словесными описаниями. Названия аспектов даются по окраске аспективных видов. Пример записи: аспект жёлтый, вызванный массовым цветением лютика едкого.

5.5.1На учетных площадках делаются описания всех ярусов. Данные оформляются следующим образом:

Площадка № 1

Дата:

Географическое положение:

Название растительного сообщества:

Рельеф:

Почвы:

Антропогенное воздействие:

Общее проективное покрытие (в %): (сумма)

Аспект: аспект жёлтый, вызванный массовым цветением ветреницы лютиковой.

 

Вид растения

Обилие

Проективное покрытие

Фенофаза

Характер размещения

 

1. Ярус. Древесный

 

 

 

 

1

Дуб черешчатый

Об1

60%

Вег.1

равномерный

2

 

 

 

 

 

 

2. Ярус. Кустарниковый

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3. Ярус. Травянистый

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Далее также описывается площадка № 2 и № 3 и т. д.

Можно отметить характерные особенности первоцветов после описания на  каждой учётной площадке, а в конце сделать обобщающий анализ. Указать какие виды являются наиболее обильными, а какие встречаются редко, рассеянно или единично. Указывая виды с наибольшим проективным покрытием, выясняется, какие из первоцветов имеют наибольшую мощность развития вегетативной массы. Анализ фенофазы вида, позволяет характеризовать ту роль, которую он играет в сообществе; если он обильно цветёт, то, наверняка в этом году даст много семян, если же цветков мало – попытаться установить причину (действие неблагоприятных погодных условий, вредителей или болезней). Какой характер размещения наблюдается для всех первоцветов  в целом и у отдельных видов.

5.5.2 Встречаемость видов на площадках:

Вид

На скольких площадках встречается

Ветреница лютиковая

Чистяк весенний

 и т. д.

3

2

После заполнения таблицы, сделать анализ встречаемости видов по площадкам.

Чем выше будет встречаемость, тем характернее данный вид для описываемого сообщества.

 

6. Оценка экологического состояния растительного сообщества.

А) Обследование лесных сообществ.

Оценка

Показатель

Состояние

Характерные свойства и явления

 

Общий вид древостоя и наземной растительности

Удовлетворительное

Древостой имеет привлекательный вид, травяной и кустарничковый покров не повреждён

Напряжённое

В древостое присутствует сухостой, отмечается повреждение древостоя и кустарников, следы выпаса скота

Критическое

В древостое видны следы порубок, кострищ, загрязнение бытовыми отходами и мусором. Повреждения древостоя, подлеска, травяного яруса (суховершинность деревьев, эрозия почвы и т. д.).

 

 

Степень исхоженности (количество тропинок и дорог на 500 м маршрута)

Удовлетворительное

До 5 штук

Напряжённое

От 5 до 10 штук (частично заросшие)

Критическое

Более 10 штук

 

 

Б) Обследование открытых сообществ (лугов, степей, болот).

Оценка

Показатель

Состояние

Характерные свойства и явления

 

Общий вид древостоя и наземной растительности

Удовлетворительное

Сообщество имеет привлекательный вид, травяной и кустарниковый покров не повреждён

Напряжённое

В сообществе присутствуют проплешины, отмечается повреждение дернины и кустарников, следы выпаса скота

Критическое

В сообществе видны следы кострищ, вытаптывание, проплешины, наблюдается эрозия почвы.

 

 

Степень исхоженности (количество тропинок и дорог на 500 м маршрута)

Удовлетворительное

До 5 штук

Напряжённое

От 5 до 10 штук (частично заросшие)

Критическое

Более 10 штук

 

7. Дать рекомендации по улучшению экологической ситуации и сохранению первоцветов.

8. Выводы (выводы делаются по каждой задаче).

 

Литература:

1. Благовещенский В.В. и др. Определитель растений Среднего Поволжья, - Л.: Наука, 1984.

2. Благовещенский В.В., Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1989.

3. Благовещенский В.В., Раков Н.С. Конспект флоры высших сосудистых растений Ульяновской области. – Ульяновск: Филиал МГУ,1994.

4. Методы геоботанических исследований: Методическое пособие (сост. А.С. Боголюбов). Москва, Экосистема, 1996, 21с.

5. Неронов В.В. Полевая практика по геоботанике в средней полосе Европейской России: Методическое пособие. – М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2002.

6. Простейшая методика геоботанического описания леса: Методическое пособие. А.С. Боголюбов, А.Б. Панков. Москва, Экосистема, 1996.

  

Приложение №3

к приказу Департамента образования 

от «____» ________ 2007 г.

 

Состав оргкомитета

по проведению областной экологической операции «Первоцвет»

 

Председатель Оргкомитета

 

Сафонова Л.П.                     начальник отдела Департамента образования Ульяновской области.

 

Члены Оргкомитета

 

Элюнова И.Н.                          главный специалист Департамента образования

                                                  Ульяновской области;

Благовещенская Н.В.          к.б.н., директор ГОУ ДОД «Экоцентр»;

Долгополова Т.В.                 зам. директора по научно-методической работе ГОУ ДОД «Экоцентр»;

Корольков М.А.                    методист ГОУ ДОД «Экоцентр».

 

 

Состав жюри

по проведению областной экологической операции «Первоцвет»

Председатель жюри

Шабаева М.Н                        методист ГОУ ДОД «Экоцентр».

 

Члены жюри:

 

Андреева Н. В

методист ГОУ ДОД «Экоцентр»;

Благовещенская Н.В.

к.б.н., директор ГОУ ДОД «Экоцентр»;

Долгополова Т.В.      

зам. директора по научно-методической работе ГОУ ДОД «Экоцентр»;

Корольков М.А..

методист зам. директора по научно-методической работе ГОУ ДОД «Экоцентр»;

Смолякова Т.Е.

методист ГОУ ДОД «Экоцентр».